«РАДИКАЛ» ЕРМОЛОВ И ДЕТИ
«А шашка между тем чеченцев
Вела с штыком трехгранным спор;
И именем его младенцев
Пугали жены диких гор».

И все же Федор Глинка не обманывает: все так и было – пугали. Хотя пугали напрасно: Алексей Петрович любил детей и с ними не воевал.
Наоборот, случись генералу встретить раненого или брошенного ребёнка, спасал его всеми доступными методами, а после либо возвращал родителям, либо искал ему приемных родителей, записывал под русской фамилией и пристраивал затем на службу.
Так было и с
«выкупленными у черкесов за сорок голландских червонцев арапчатах Салмане и Билане», и со спасенными «чеченятами» братьями Таштамире и Алтимире Тустовыми, с дочерью Мустафы-Хана и другими.
Многих детей посылал главнокомандующий за свой счет учиться в Россию. Из спасенных генералом детей знаменитым стал «первый художник из чеченцев» Петр Захаров.
Кто знает Алексея Ермолова не только как усмирителя, но и преобразователя Кавказа, строителя дорог, городов и лечебниц? Кому известно, что Ермолов управлял Кавказом лишь 10 из 47 лет завоевательной войны?
Дворяне Ермоловы отсчитывали свой род от татарина по имени Арслан-Мурза-Ермола, приехавшего в Москву из Золотой Орды в 1506 году.
ЕРМОЛОВ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ
Знатные кавказские фамилии не знали покоя. Холостой главнокомандующий – вот ведь соблазн! Тем более, что и тогдашний закон дозволял жениться по мусульманским правилам и принятым среди горского мусульманского населения обычаям, не ставя в известность гражданские и церковные власти. Ханы и шамхалы не раз заводили разговор, и, наконец, завидный жених решился.
Прежде всех успел шамхал Тарки – именно он отыскал среди подвластных ему красавиц юную горянку Сюйду. Обсудили с родителями калым, пригласили муллу, свидетелей и заключили брак – по-местному, кебин. В уме Алексей Петрович держал брак по христианскому закону, и надеялся, что со временем уговорит жену принять православие и венчаться. Но горская девушка просьбам не уступила.
В положенный срок она родила генералу сына Бахтияра, которого крестили Виктором. Но в Тифлисе долго не зажилась: муж в постоянных разъездах по делам, а русский язык – такой трудный! Через малое время увешанная подарками Сюйду вернулась к отцу. Сын остался с Алексеем Петровичем – как договаривались.
Затем попытка номер два. Это случилось в экспедиции в Акушу.
С Шамхалом акушинским Ермолов заехал в селение Кака-шура и увидел там дочь местного правителя. Тотай. Родители Тотай отчего-то не захотели высокой чести и немедленно выдали девушку за односельчанина.
Ермолов отправил сына шамхала Альбору в Кака-шуру с поручением во что бы то ни стало привезти Тотай. Красавицу похитили, а когда убедились, что она не против, дали погоне от ворот поворот. Отец получил перстень, серьги и шубу дочери и отправился восвояси – возвращать подарки недолгому мужу.
Долгих семь лет Ермолов уговаривал Тотай перейти в православие и пойти с ним под венец. За это время родились дети: Умар, окрещенный Клавдием, Алляхр – в крещении Северьян, и дочь Сапиат, по-русски Софья. Один ребенок умер в младенчестве, еще об одном ничего в точности неизвестно. Петр Алексеевич Ермолов, погибший совсем юным унтер-офицером Тенгинского полка, мог быть и сыном третьей кебинной жены Ермолова – Султанум.
В любом случае Ермолов на скинхеда и истинного национал-социалиста из современного НС-блока никак не тянет. Он был политиком и, помимо карательных операций, очень хорошо умел договариваться с тейпами и элитами Кавказа.